Лев с Барсом вёл предолгую войну
За спорные леса, за дебри, за вертепы.
Судиться по правам — не тот у них был нрав;
Да сильные ж в правах бывают часто слепы
У них на это свой устав:
Кто одолеет, тот и прав.
Однако, наконец, не вечно ж драться —
И когти притупятся:
Герои по правам решились разобраться;
Намерились дела военны прекратить,
Окончить все раздоры,
Потом, как водится, мир вечный заключить
До первой ссоры.
«Назначим же скорей
Мы от себя секретарей, —
Льву предлагает Барс, — и как их ум рассудит,
Пусть так и будет.
Я, например, к тому определю Кота:
Зверёк хоть неказист, да совесть в нем чиста;
А ты Осла назначь: он знатного же чина,
И, к слову молвить здесь,
Куда он у тебя завидная скотина!
Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весь
Его копытца вряд ли стоят.
Положимся ж на том,
На чем
С моим Котишком он устроит».
И Лев мысль Барса утвердил
Без спору;
Но только не Осла, Лисицу нарядил
Он от себя для этого разбору,
Примолвя про себя (как видно, знал он свет):
«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет»
Мораль басни Крылов традиционно высказывает в самом конце произведения словами: «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет». Что ж, это действительно так. Читая басню, обратите внимание на многие другие наставления, не менее важные. Есть над чем подумать, например, в выражениях «мир вечный заключить до первой ссоры» или «сильные ж в правах бывают часто слепы».
Басни Крылова известны своей проницательностью. Животные и их диалоги подобраны так, что смысл басни становится четче и яснее. Лев и Барс властны, известны своим умом и силой. Однако, как и многим, власть имущим, им не чужды дерзость и хитрость. Даже если на первый взгляд, разговоры сладки и нежны, не стоит им доверять.
С другой стороны, анализируя басню «Лев и Барс», нельзя не заметить, насколько осторожным нужно быть в разговорах и договоренностях с врагом. Не стоит забывать, что, даже придя к общему решению и «пожав руки», стоит быть начеку, ведь даже самая незначительная ссора приведет к однозначному разрыву отношений. К тому же каждая из сторон непременно пытается хитростью добиться своего, считая именно свою сторону правильной и своё видение лучшим.
Первая половина басни посвящена также теме решения вопросов по принципу «кто сильнее, тот и прав». Со стороны такие ситуации всегда смешны и нелепы, правду говорят, что силой меряются те, кому не хватает ума решить спор словами.