Но часто, на успех прельщаяся чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен.
А мой совет такой:
Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
Какой-то смолоду Скворец
Так петь щегленком научился,
Как будто бы щегленком сам родился.
Игривым голоском весь лес он веселил,
И всякий Скворушку хвалил.
Иной бы был такой доволен частью;
Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, -
А Скворушка завистлив был, к несчастью, -
И думает: "Постойте же, друзья,
Спою не хуже я
И соловьиным ладом".
И подлинно запел,
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То непутем
Мяукал он котенком;
И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем.
Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том?
Пой лучше хорошо щегленком,
Чем дурно соловьем.
Мораль басни Крылова Скворец сосредоточена в последних двух строках: «пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем». Иными словами – делай то, что у тебя хорошо получается, и не завидуй чужим успехам.
Если проводить художественный анализ басни Крылова Скворец, нужно отметить, что основной прием, который используется в произведении – аллегория. В лице главного и единственного героя – Скворца – пред нами предстает знакомый образ талантливого, но чересчур самоуверенного человека, излишне зависимого от вкусов публики, и не терпящего конкуренции. Птица думает и чувствует как человек.
Басня носит поучительный характер. Баснописец с самого начала выделяет основную мысль произведения – занимайся тем делом, к которому у тебя есть склонность, развивай те таланты, которые действительно тебе свойственны, и не разменивайся на бессмысленную погоню за недостижимыми успехами.